?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Велопоход по Карелии
maxcom
Расказик о прошедшем велопоходе по Карелии, по "горячим следам", пока не стало совсем лениво писать :-) Фотографии будут готовы через недели три-четыре. Названия озер/населенных пунктов подпишу как скачаю треки с GPS


В поход собрались в пятером. Первые два участника, Коля (Paralizer) и Лена стартовали первыми, запланировав за два дня преодолеть 240км от Беломорска по лесовозным дорогам вдоль Белого моря в марафонском стиле, а затем встретиться со мной и Антоном в Надвоицах. Пятый участник, Женя, планировал присоедениться в середине похода где-нибудь в районе ЖД-ветки Петрозаводск-Костомукша.

День первый


Прибыли в Надвоицы около десяти вечера. В поезде весь день, как пологается, спали и ели. Коля с Леной до предполагаемого места встречи не доехали, мы отправились на поиски места стоянки. На выезде из Надвоиц проехали большую "зону" и шлюз Беломор-Балтийского канала. На ближайшем озере вставать не стали, несмотря на хороший лес и берега - не хотелось брать воду из озера на котором стояли промышленные предприятия Надвоиц и Сегежи. Удивительно, но около 12-ти ночи из-за облаков пробивались солнечные лучи - вот что значит белые ночи! Встати в 15км от станции на небольшом озерце Шобозеро. Пока мы ставились, по лесу, ухая, летали две большие совы. Даже получилось их сфотографировать, покажу потом выкадровку с 200mm на ISO1600 в потемках :-) Осматривали они нас наверное минут 15, потом улетели. Я на всякий случай шлем не снимал, а то мало-ли что придет им в голову :-)

Ночью Коля вышел на связь - как оказалось, он обурил задний переключатель и едет на односкоростном велосипеде и до нашего лагеря им еще далеко.

Мы встали утром в 9 и отправились в Надвоицы и Сегежу на поиски переклюка. В Надвоицах велозапчасти были лишь в хозяйственном, в Сегеже было аж три магазина с велосипедами. Но переключателей отдельно небыло нигде.

Покатались немного по городу в попытке посмотреть на берег озера - но Сегежа город целлюлозно-бумажного комбината, ничего кроме промзоны, помойки и деревенских домов на берегу озера обнаружить не удалось.

С общепитом тоже получился облом, так что поехали в лес делать обед, несмотря на протесты Антона, объявившего голодовку на нервной почве. Да-да, стояли в помойном лесу на границе города, а еду готовили на Aqua Minerale :-)

Я сделал макаронов с тушеной на двоих. Как оказалось, Коля с Леной доехали до Надвоиц, но обнаружили там красивый водопад недалеко от шлюзов Беломор-канала и занялись его осмотром/фотографированием. Антон от нетерпения сготовил вторую партию макаронов не дожидаясь коллег. В 18.00 решили выкинуть макароны нафиг и поехать закупаться в город - впереди нам предстояли 1-2 дня автонома. Ясное дело что тут-же подъехали голодные товарищи и с грустью посмотрели на горящие макароны (ех, зря Коля не захотел чтобы мы закупили продукты днем).

После быстрой закупки рванули наверстывать план - проехали еще километром 50 на запад (из них наверное 30 по грейдеру). Белая ночь позволяла крутить педали до упора, единственное что вечером было довольно прохладно.

Встали в хорошем месте на высокой грунтовке, проведенной по разделу красивого озера Херхьярви и не менее красивого болота (на высоте метром 15 от уровня воды). Быстро развели костер, поужинали и легли спать.

В сумме за день мы накрутили порядка 100-110км (~50 по грейдеру), коллеги около 150км.

День второй


Утром посмотрели озеро, съездив по грунтовке рядом с которой вставали на ночевку и двинулись в путь. В начале ехали по быстрому грейдеру вдоль карельских лесов, озер и болот. Через километров 20 грейдер стал портиться - на него пересыпали щебенки и моя скорость упала до 13-15 км/ч.

Закупили продукты в маленьком селе Шалговаара и пообедали на живописном берегу большого Сегозерского водохранилища.

После обеда начался противный моросящий дождь, иногда усиливавшийся, иногда проходивший. Грейдер подмок, кроме того появился рельеф - чередующиеся спуски-подъемы по 80-90 метров (судя по моему GPS). По пути проехали даже не остановившись деревню Сельги, в которой нужно было-бы осмотреть старые деревянные дома и развалины деревянной церкви.

На пути отсутствовали подходящие для стоянки места, мы проехали около 50км, встав на ночевку около часа ночи (на заболоченном берегу озера Питкулампи). Температура к этому моменту опустилась до 3 градусов. Быстро развели костер, натянули тент и попытались посушиться. Однако занятие это окалалось не слишком продуктивным - продолжающийся дождь снова мочил вещи (но, все равно, погреться у костра было хорошо). Сырость преследовала повсюду, даже в палатке - более-менее сухие вещи пришлось убрать в гермоупаковку на ночь.

В сумме проехали около 105км, полностью по грейдеру (не считая короткого участка асфальта в каком-то селе)

День третий


Утром встали в районе 11-12 часов дня. Дождик загонял нас обратно в палатку, так что точное время установить не возможно. Просушили вещи на костре и тронулись в путь около трех часов дня. В связи с сложными погодными условиями решили сократить путь, выкинув 100км петлю по грейдерам/лесовозкам вокруг горы Воттоваары.

Вновь началинался и кончался меткий моросящий дождь, хотя все было не так плохо как в предыдущий день - было скорее влажно, нежели сыро. Мы уже особо не торопились, хорошо перекусили в сельском магазине Гумарино, пофотографировали со штатива бурлящую воду в каком-то ручье (р. Черная?). Наш грейдер превратился в лесовозку и привел нас к охотничьим/рыбачьим стоянкам на берегу большого красивого Янгозера.

Дорога в объезд озера существовала, но на ней небыло моста - переходили речку Кукозерку в брод чуть выше моего колена.

На ночевку встали на том же Янгозере - отличные песочные берега, камни, чистейшая вода. Пока ехали вдодь берега в лесу ломилось какое-то большое животное, я думаю лось (хотя может и медведь - его следы мы видели на другом берегу, до брода).

Опять сушили одежду у костра.

За день проехали порядка 35км по грейдеру/лесовозкам.

День четвертый


Рано утром меня разбудило жаркое солнце - в палатке стало слишком тепло. Синие небо, белые облака. Искупался в озере - вода ледяная, но на берегу не холодно - ветра нет, солнце греет.

На этот раз выехали не поздно (часов в 11 :-). От озера долго поднимались по лесовозной дороге, набрав более 100м высоты. На верху - болота, карельский лес, камни. Слазали на небольшую горку. Местами ручьи из болот перетекают дорогу, на одном из участном лужа была метров 30 глубины по колено. Кто-то ее проехал, кто-то прошел, но итог бы один - абсолютно мокрые ботинки. Хорошо погода по прежнему была теплой.

Вновь выехали на грейдерную трассу. Дорога только еще строится, но наш участок был уже завершен - отличный скоростной грейдер до ближайшего села.

В селе закупились в магазине Гимол и отправились в путь. На небе опять появились дождевые облака, так что мы решили не обедать, ехать пока нет дождя.

Вечером проехали крупное село Поросозеро рядом с ЖД станцией и очень вкусно поели в кафе (всем сразу вспомнились обеды в общепите в походах с Валентином Гвоздевым, так хорошо поели :-)

Несмотря на тяжелый перекус, проехали еще 15 км и встали на красивом озере Кивиярви недалеко от станции Тумасозеро (поселок Костомукса, тот которые не Костомукша :-). Дождя так и не пошло, а весь вечер на небе и в озере показывали красивые узоры облаков. Жаль только солнце не вышло.

За день проехали около 90км по лесовозным и грейдерным дорогам.

День пятый


Ночью к нам присоеденился пятый участник похода - Женя. Нам предстояло свернуть с грейдерной трассы и двинуться на восток, в сторону Кондопоги. За одно Женя привез переключалель для Коли, так что теперь он снова мог ехать медленно :-)

Выбранная нами дорога от села Лахколамен хоть и была обозначена на карте лесовозной, в реальности оказалась хорошим грейдером с единственным препятствием - разлившимся ручьем, пересекавшим дорогу. На этот раз брод переходили босиком. Ручей оказался довольно грубоким, выше чем по втулку в середине.

Пообедали в живописном месте на острове на р. Суна, через который проходил деревянный мост. Дующий по реке ветер оказался весьма кстати - в лесу начали зверствовать комары.

После Суны дорога перестала соответствовать карте. Хороший грейдер сворачивал на север, нам же нужно было двигаться на юго-восток в сторону Линдозера. Кроме того авангард группы видел на этом самом грейдере медведя.

Свернули на извилистую узкую грунтовку, идущую в нужную нам сторону. Дорога сильно петляла, огибала живописные болота и в итоге привела нас к нужному озеру. По дороге видели зайца. Линдозеро оказалось уголком цивилизации - на берегу стояли котеджи, было много рыбаков/охотников/алкотуристов.

Посмотрев на это мы отправились к следующему озеру Черанга, где и заночевали. Там тоже было некоторое количество народа, но нам удалось найти вполне нормальное место.

За день проехали около 90км по грейдерным/лесовозным дорогам.

День шестой


Нам предстояло выехать из лесов на старую мурманскую трассу (обозначенную на картах M18, хотя в реальности современная трасса M18 проходит в стороне через Кондопогу).

На участке грейдера повстречали двух московских велосипедистов Лежебоку и Михаила minfo47. Как известно Карелия находится где-то на севере Московской области и московские велосипедисты всегда там встечаются :-)

Грейдер опять пересекали лужи, но ноги удалось сохранить сухими. Через 30км выехали на асфальт и рванули в сторону Гирваса. В Гирвасе посмотрели русло Суны, сделали радиальный выезд на Пионерный канал посмотреть на старое русло около ГЭС (то, которое мы смотрели в 2004 году).

В Гирвасе нас покинул Антон - он поехал смотреть пансионат Марциальные Воды, а мы поехали смотреть водопад Кивач, заезд в который находился на трассе M18. Еще в Гирвасе заменили протертую переднюю покрышку на велосипеде Лены, на старой уже появилась "грыжа".

Вечером выходного дня мурманка оказалась вполне приятной - хорошая обочина, небольшой траффик - в ПВД по Подмосковью мы часто ездим по более загруженным дорогам. Сделали еще одну радиалку на перекрытое русло Суны ("водопад Поор-Порог"), правда там не оказалось ничего интересного.

До Кивача долетели очень быстро - боялись что вход закроют. Но получилось очень хорошо - в 19.00 все еще работало, а народу было не много. Мы хорошо посмотрели и пофотографировали водопад, посетили музей, поели шашлыка.

На обратной дороге от водопада у Коли порвалась задняя покрышка. На ремонт ушло довольно много времени - ремонт состоял из нескольких стадий, в ходе которых менялись местами разные покрышки, штопалась резина и заклеивалась камера, страдавшая от процесса поиска правильного варианта.

После телефонного разговора с Антоном выяснилось что он посмотрел на закрытые двери музей Петра I, посмотрел на закрытые двери минеральных источников (но зато теперь знает их химический состав :-). А так же что он нашел место для стоянки, но не доехав километров 13 до предполагаемого места встречи на озере Пертозеро. Так как время было уже позднее (23.00), мы решили ехать до ближайшей воды (и тоже не доехали до предполагаемого места встречи километров 15) - безымянного озера в трех километрах от Березовки на трассе, соединяющей M18 и старую Мурманку. Ночью выяснилось, что дважды выпускник туристической школы не знает, что делать НОЧЬЮ ОДНОМУ В ЛЕСУ с каном и палаткой на хорошем месте стоянки (а неправильная организация похода не дает ответа ему на этот вопрос). Так что ночью группа вновь воссоеденилась - Антон приехал около часа ночи, как раз как мы закончили ужинать.

В итоге за день проехали около 110 км (~30 по лесной дороге).

День седьмой


Ночью нас покинул Женя - поехал на поезд в Петрозаводск. Спали долго, непомню уже был дождь или причиной было просто раздолбайство, но выехали мы в 3 часа дня. Мы планировали или доехать до Петрозаводска и купить билеты на Кижи, или прокатиться по непонятно в каком состоянии существующей дороге Кончеозеро - урочище Речка (зато было точно известно, то от ур. Речка есть хорошая дорога в сторону Петрозаводска :-). По времени в Петрозаводск мы уже не успевали, а на ур. Речка не поехали из-за начавшегося дождя.

В итоге решили проехать по трассе поближе к Петрозаводску и заночевать где-нибудь в Шуе. На трассе нас покинул Антон - он отвернул в сторону целью сделать радиалку на какую-то "гору", где снимался советский фильм "Сампо" шестидесятых годов. Насколько длиная эта радиалка он не сообщил, попросил только не беспокоиться, ехать и где-нибудь его подождать. Ехали мы не быстро, перекусывали, но Антон так и не появился, так что мы свернули с трассы в районе поселка Шуйская Чупа, поехали закупаться в мазагин и искать место стоянки (как раз вовремя, первый попавшийся нам магазин закрывался через 5 минут после нашего появления, в 19.00).

Место стоянки мы нашли "зачетное" - в лесу между военным городком и военным аэродромом Бесовец, не обозначенном на наших картах. Мы планировали встать в 6 утра чтобы успеть съездить на Кижи, так что времени терять не хотелось. Антон же пропилил по трассе километров 10 больше чем нужно и пытался проехать к нам в другой стороны. Однако это было весьма затруднено хитрой извилистой геометрией речки Шуи, особенностями именования окрастных сел (все в радиусе 10км называлось "Шуей", а название военного городка "Шуя - Бесовец" носили еще три деревни по разные стороны Шуи и трассы), закрытым военным аэродромом (не обозначенном на наших картах, но хорошо видном на космоснимках Google и описанном в википедии :-) и самим военным городком, въезд в который был частично закрыт. В итоге Антон вылез почти ночью из какого-то болота, хорошо к этому моменту мы уже улеглись спать :-) На ужин поели очень вкусный суп из курицы с овощами, спасибо Коле и Лене за идею и реализацию.

За день проехали 50км по асфальту.

День восьмой


Утром проснулись, быстро поели и собрались так, что ровно в 10.00 были на речном вокзале в Петрозаводске, проехав около 30км, часто во весьма загруженной трассе. Очень удачно, ракета на Кижи отправлялась в 11.00, за это время мы как-раз успели сдать велосипеды в камеру хранения речного вокзала (камера хранения, кстати, довольно маленькая - думаю максимум туда можно засунуть 6 велосипедов, и то если она не сильно загружена).

Скатались на ракете в Кижи, посмотрели музей деревянного зодчества - множество церквей и деревянных построек, свезенных на остров с окрестных островов и сел на берегу Онежского озера. Хорошо был рабочий день, так что места в ракете были, а на острове было не много народа. Жаль на посещение было всего три часа (два часа из которых заняла экскурсия) - на острове определенно осталось еще много чего посмотреть. Повезло с погодой - переменная облачность, без осадков.

В 16.30 вернулись обратно в Петрозаводск. Жарило солнце. Быстро прокатились по набережной и двинулись к вокзалу. По пути Антон в третий раз потерялся - как потом оказалось он забыл буклетик в речном вокзале и возвращался за ним (никого не предупредив и с неработающими телефонами).

Впрочем мы поели в довольно дорогой столовой напротив вокзала (зато быстро) и загрузились в поезд в обратный путь.

Итог


Отлично покатались по Карелии, удачно совместив "дикую" и "культурные" программы. Проехали 630км, из них более 400км вне асфальта. Отснял много красивых пейзежных фотографий Карелии (а вообще хочу теперь свой собственный легкий штатив и набор ND-фильтров). Прокалитись по диким местам где не ловит сотовая связь и бродят медведи. Посидели на берегах красивейших озер, застав самое время поздней весны без комаров/мошки/слепей. Посмотрели на реку Суну (хорошо бы там сплавать на байдарке/кате). Вновь посмотрели на водопад Кивач, вспомнили поход 2004-го года, посмотрели на Кижи (в которые в прошлый раз не попали из-за шторма на Онежском озере).
Tags:

  • 1
постоянные дожди, два третьих дня, неадекватное (или негрупповое) поведение участника А., сон до обеда... вобщем, вроде и потупили, а вроде и проехали много... весело, одним словом. осталось дождаться фоток.

Re: почитал...

Два третьих дня поправил, спасибо. В остальном - "правильный туризм" это не про нас ;-)

Re: почитал...

ога... знать бы еще что такое туризм, тем более правильный )))

ЗЫ а ты это... красную шапку до следующих лыжных покатушек снимать теперь не будешь? )))

Re: почитал...

Гы, надо бы поменять userpic по-умолчанию, да никто меня не фотографирует. Весь поход приходилось ехать позади что-бы попасть в объектив :-)

За рассказ - спасибо, Фотки теперь давай, ждем-с )

Эх, мои родные места описываешь Кончезеро, Кивач...
Давно там не был.

  • 1